Melancholia Cinema | Лучшие фильмы 2013



Гравитация | Gravity

Жанр: фантастика, драма
Премьера в РФ: 3.10.13
Режиссер: Альфонсо Куарон
Бюджет/Сборы: $100/257 млн. 
Награды: Золотой Глобус «Лучший режиссер»
RottenTomatoes: 97%
IMDB: 8,3

Альфонсо Куарон, знакомый большинству простых смертных как режиссер самой темной, самой коммерчески неудачной и самой лучшей части киноэпопеи о Гарри Поттере, успел прославиться несколькими выдающимися фильмами, но Гравитация, несомненно, — его Сикстинская Капелла. Всем ясно, что на уровне послания и идеи фильм не предлагает ничего принципиально нового (хотя, это, признаться, странный критерий для знака качества фильма) – это старая добрая история о преодолении себя, своих страхов и своего одиночества, и поиске нового смысла среди осколков старой жизни. Прелесть, однако, в том, что в данном случае – это осколки отечественного спутника на околоземной орбите.



Честно признаться, просмотр гравитации не раз заставлял меня задаться вопросом «как они это сделали?». При всей популярности космической фантастики в кинематографе – еще никто и никогда не снимал космос таким живым и настоящим. (Ок, не заставлял его казаться таковым тем, кто там не был). Куарон и великий оператор Эммануэль Любецкисняли безумно красивое кино, но даже не это их главная заслуга. Она и не в том, что для съемок были придуманы и изобретены сотни новых технологий, техник и приборов, которые обязательно войдут в арсенал каждого уважающего себя и зрителя режиссера фильмов о космосе в будущем; не в том, то нам в очередной раз напомнили о том, что человек способен на все. Главная ценность Гравитации в том, что этот фильм продемонстрировал всем, что красивое развлекательное кино, большая часть которого была всего лишь нарисована на компьютере, а тем более надоевшая всем красная тряпка 3D нисколько не отменяют ответственности художника за смысловое наполнение картины, и за аллегорический пейзаж. Дорогое, технологичное и прибыльное кино может быть авторским, а нам можно быть уверенными, что Куарон – это только начало.

***

Примесь | Upstream Color


Жанр: фантастика, инди, триллер, драма

Премьера в РФ:?

Режиссер: Шейн Каррут

Бюджет/Сборы: $?/444 тыс. 

Награды: Специальная премия жюри фестиваля Санденс

RottenTomatoes: 85%

IMDB: 6,9


Прикормив читателей мега-блокбастером, я могу позволить себе с чистым сердцем начать разговор о фильме, известном гораздо меньшему количеству людей. Шейн Каррут, получивший в пять раз больше наград, чем снял фильмов, названныйСтивеном Содербергом «внебрачным сыном Девида Линча иДжеймса Кэмерона» — фигура, простите за клише, широко известная в узких кругах. Само словосочетание «авторская фантастика» для кинематографа чаще всего кажется оксюмороном. Первый фильм режиссера — «Детонатор» был снят за смешные деньги и рассказывал не много не мало об изобретении машины времени. (Те, кто следит за моими текстами, возможно, вспомнят, что я уже писал об этой картине). 




В этом году Каррут прыгнул взлетел еще выше. Тончайший узор, сплавленный из визуального стиля КроненбергаЛинча иТерренса Малика, выдающийся видеоряд, многослойный символизм, пропитавший каждый миллиметр мастерски выверенного кадра, пугающая, гнетущая, обволакивающая и качающая в колыбели атмосфера этого фильма медленно заберется к вам под кожу, и вы уже не сможете избавиться от этих образов. Фильм, который наверняка покажется отвратительным и скучным тем, кто любит простой линейный сюжет и традиционный кинематографический язык. Фильм, абсолютно выдающийся в своей красоте и метафорах. Фильм, который может многое рассказать вам о вас самих, если вы осмелитесь заговорить с ним на одном языке.


***

Порочные игры | Stoker

Жанр: триллер, драма

Премьера в РФ: март, 2013

Режиссер: Пак Чхан Ук

Бюджет/Сборы: $12/12 млн. 

Награды:?

RottenTomatoes: 69%

IMDB: 6,9


Фильмы с таким названием, наверняка, существуют для тех, кто нисколько не следит за расстановкой сил в мире кино, и покупает билеты, лишь единожды заглянув в сетку показа. Люди, смакующие кино как дорогое вино, конечно, с нетерпением ждали, когда новое творение корейского мастера Пака Чхан Ука (именно он снял того самого Олдбоя) дозреет. Сценарий, написанный – удивительный факт – актером, сыгравшим главную роль в хорошем сериале «Побег», задал определенное направление для режиссера своим оригинальным названием – Stoker. Дракула без вампиров в фильме, с выдающимся актерским ансамблем – безумные локоны Николь Кидман, нервная поступь Мии Васиковской и холодный и пронзительный взгляд Мэтью Гуда, тоже, наверняка, были приманкой для многих любителей кино, а трейлер Стокера заставил многих пожалеть о том, что за них никогда не дают наград.




Никто, в том числе и я, не скажет того, что в этом фильме интересный сюжет или персонажи. Этот фильм, скорее, можно отнести к самопровозглашенному жанру «visual porn» — когда красивая картинка стоит больше, чем диалоги или описанные в ленте события. Фильм, который невозможно смотреть – его можно лишь пожирать глазами, впитывая до последней капли его смертоносную и ядовитую красоту. Каждый кадр достоин того, чтобы стать картиной, а сотни таких, бесконечно стильных кусочков этого визуального пиршества, могли бы стать шедевром фотографического искусства. Единственный недостаток такого подхода – на выставку этих снимков пришли бы лишь люди, способные оценить прелесть кровавых всполохов на тысячелистнике. 

***

Она | Her


Жанр: фантастика, драма

Премьера в РФ: 27.02.14

Режиссер: Спайк Джонс

Бюджет/Сборы: ?/$10 млн. 

Награды: 5 номинаций на Оскар, в т.ч. Лучший фильм; Золотой Глобус за лучший сценарий

RottenTomatoes: 93%

IMDB: 8,6


Если бы вы друг взялись составлять список режиссеров, снимающих самые странные фильмы, среди прочих вы наверняка назвали бы его имя. Попробуйте представить себе, что творится в голове Спайка Джонса, снявшего безумные «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптацию» и являющегося со-автором шоу «Чудаки» на MTV. В своем новом фильме Джонсзаставил богоподобного Хоакина Феникса отрастить усы, превратил сексуальную фантазию миллиардов мужчинСкарлетт Йоханссон в выдающуюся актрису, при этом оставив от нее лишь голос (удовольствие слушать его будет утеряно в кинотеатре, посещайте сеансы с оригинальной озвучкой, это того стоит) и строчку в титрах, приправил эту пару не менее выдающейся Эми Адамс и подал к главному блюду, которым оказался бесконечно многогранный в своих значениях и символах, пророческий и фантастических во всех смыслах сюжет о любви человека к искусственному интеллекту. 



Быть может, фильм покажется скучным тем, кто ждет от фантастики бластеров и инопланетян. А вот тем, кто умеет быть внимательным в течение пары часов, предстоит утонченное препарирование этого многослойного пирога, настолько же вкусного, насколько и эстетически безупречного. Проникновенная история, которая наконец-то расскажет вам правду о вас самих, заставив вас понять как минимум одну простую истину – да, мы бесконечно и бессмысленно одиноки и нас никто никогда не сможет понять. Смиритесь с этим и просто живите дальше, в мире еще много интересного. Хотя бы, такие фильмы.

***

Короткий срок 12 | Short Term 12

Жанр: драма, инди

Премьера в РФ: 13.03.14

Режиссер: Дестин Креттон

Бюджет/Сборы: >$1/>$1 млн. 

Награды: 3 высшие награды на фестивале независимого кино SXSW

RottenTomatoes: Черт подери, 99%!

IMDB: 8,2


Я уже несчетное количество раз успел поблагодарить судьбу за то, что я узнал об этом фильме, выросшем из короткометражки, где-то в Интернете. Конечно, этот союз двух относительно известных актеров и, кажется, совершенно неизвестного режиссера вряд ли привлечет к себе большое количество людей. Мало кто заинтересуется фильмом, прочитав описание сюжета о простой девушке со сложной жизнью, работающей в одноименном с картиной центре помощи трудным подросткам. И мало кто сможет сдержать слезы и двери, не впустив этот фильм, со всем его тихим и жестоким очарованием не просто в сердце или в душу, но в их самые больные и темные углы. 




Фильм о том, как бесконечно сложно верить и доверять кому-то, и о том, что это все-таки нужно делать. Фильм о тех, кто не знает что такое любовь, и о тех, кто на наших глазах, сквозь боль, самоотрицание и саморазрушение, все-таки продирается к свету. Не с какой-то призрачной целью, а всего лишь для того, чтобы показать эту дорогу тем, кто еще не может выбраться из своей внутренней тюрьмы. Фильм, такой же как жизнь – беспощадный, и все-таки, добрый.

***

Захватывающее время | The Spectacular Now

Жанр: драма, инди

Премьера в РФ:?

Режиссер: Джеймс Понсолдт

Бюджет/Сборы: $2,5/$7 млн. 

Награды: Специальная премия жюри фестиваля Санденс для главного актера

RottenTomatoes: 92%

IMDB: 7,4


В зарубежной кино-критике существует такое понятие как «coming of age cinema» — описание особого и крайне популярного жанра кино о взрослении. В данном случае – взросление это не назидательная цель превращения в очередного офисного работника с конкретными жизненными планами и ответственностью за себя и нескольких близких. Речь скорее идет о поиске своего места – а главное смысла и значения – в жизни, которая совершенно не хочет тебе в этом помогать. Вы быстро закроете глаза на тот факт, что с первого взгляда, фильм кажется лишь простой романтической историей о парне-короле вечеринок, полюбившем странную девочку. Вы быстро и, возможно, так же как и я, незаметно для самих себя поддадитесь тихому обаянию этого маленького кино-сокровища.




Пусть даже трейлер, не убедит вас в том, что этот фильм ворвется в ваше сердце и нещадно разобьет его, протащив вас по разбитому стеклу розовых очков и тех стен, которыми вы пытались отгородиться от самих себя. Пусть вас не убедят безумные кино-критики и нелепые описания сюжета на разных сайтах, куда вы отправитесь за поиском информации про это кино. Но, если вы доверитесь ему и пустите его в свои объятия, он не только заново напомнит вам о том, что такое настоящее живое кино, но и объяснит вам почему настоящее – такое захватывающее время. 

***
Афера по-американски | American Hustle

Жанр: драма, комедия

Премьера в РФ: 13.02.14

Режиссер: Дэвид О. Рассел

Бюджет/Сборы: $40/$153 млн. 

Награды: 3 золотых глобуса, 10 номинаций на Оскар

RottenTomatoes: 93%

IMDB: 7,8


Один из несомненных триумфаторов прошлогодней церемонии Оскар (как, в прочем, и других)Дэвид О. Рассел вновь представил миру очередную жемчужину. Как и любой мастер, начавший с камерной истории об отверженных людях в фильме «Мой парень псих» (здесь как никогда уместен очередной косой взгляд в сторону отечественных локализаторов), в своем следующем фильме режиссер увеличил масштаб действия до границ высказывания на тему американской мечты. Высказывания, вынесенного в заглавие фильма. Прихватив с собой свою музу – до неприличия непосредственнуюДженнифер Лоуренс, Рассел пропел гимн кинематографу и всему американскому обществу. 




Конечно, фильм пестрит звездами, но в этот раз, каждый актер не просто представляет собой эпицентр этого многогранного созвездия, и не только привлекает внимание зрителей. Как никто другой, Рассел бережно, будто ребенок, получивший подарки на рождество, раскрывает перед зрителем свою коллекцию актерских драгоценностей. Кристиан Бейл еще никогда не был так прекрасен с пивным животом, тщательно спланированной прической, прикрывающей могучую лысину и скверный характер, Бредли Купер еще никогда не был так потрясающ со своими кудряшками и персонажем, мечущимся между граней трагического, комедийного и экшен-героя, Эми Адамс еще никогда не была такой сексуальной со своими сногсшибательными нарядами и тончайшей актерской игрой, Джереми Реннер еще никогда не казался таким выхолощенным и искренним. Бесконечное любование актерами, однако, не тот повод, который обязывает любого киномана посмотреть этот фильм. Сюжет, основанный на реальных событиях, пожалуй, лучше всего иллюстрирует тот центр гравитации, вокруг которого вертится жизнь пока еще самой могущественной страны мира – хитрость, изворотливость, тонкий расчет, харизма, чуточка везения и много, много лоска. Пропуск в царство американской мечты. 

***

Волк с Уолл-cтрит | The Wolf of Wall Street

Жанр: комедия

Премьера в РФ: 6.02.14

Режиссер: Мартин Скорсезе

Бюджет/Сборы: $100/$168 млн. 

Награды: Золотой Глобус для ДиКаприо 5 номинаций на Оскар

RottenTomatoes: 77%

IMDB: 8,6


Говорить о не нуждающемся ни в каких эпитетах актере по имени Леонардо ДиКаприо, упоминая давным-давно заслуженную статуэтку, уже несколько лет считается моветоном. Не нуждается в представлении и Великий Мастер Скорсезе,которого, как и любого творческого человека, временами «штормит» и выносит не совсем туда, куда было запланировано. Волк с Уолл-стрит нисколько не поразит вас сюжетом о выскочке из бедной семьи, добившемся смешных богатств уровняСкруджа МакДака. Вы, конечно, можете поверить тем критикам, которые обвиняют фильм в излишнем самолюбовании, воспевании идеологии роскоши и того образа жизни, который ведет герой Леонардо. С другой стороны, никто не мешает вам оценить, кажется, самую громкую и самую высокохудожественную комедию последних лет.




Стандартная и темная схема «украл-выпил-в тюрьму», конечно, не работает в свете софитов американской мечты. По ту сторону океана творится настоящий праздник, с проститутками и блек-джеком, пьяным угаром, наркотиками самых разных цветов и рецептов, дорогими яхтами и демонстративными жестами в сторону представителей власти. То, что прячется под обложкой, конечно, редко появляется и в кадре. Но должен же зритель приложить хоть какие-то усилия? Нет – значит можно и развлечься. Да – значит вас ждет фильм-махинация, который на всем трехчасовом карнавале будет тестировать ваше чувство справедливости и мораль, а затем, усмехнувшись, поставит перед фактом – каждый готов отдать полцарства и принцессу за одну минуту в шкуре волка.

*** 

Жасмин | Blue Jasmine

Жанр: драма, комедия

Премьера в РФ: 26.09.13

Режиссер: Вуди Аллен

Бюджет/Сборы: $18/$94 млн. 

Награды: Золотой Глобус для Бланшет, 3 номинации на Оскар

RottenTomatoes: 91%

IMDB: 7,5


Не знаю, каким нужно быть человеком, чтобы сомневаться в том, стоит ли смотреть очередной фильм Вуди Аллена. Конечно, многие могут быть напуганы периодичностью появления его работ а-ля Call Of Duty, но, в сущности, такой признанный мастер как Вуди совсем не нуждается в чьем-либо внимании или похвале (Аллен не просто никогда не посещает церемонии вручения наград, в этом году он не пришел за почетным(!) Золотым Глобусом за вклад в развитие киноискусства). Голубая Жасмин – не только возвращение Аллена на улицы его любимого города после недолгого путешествия по Европе, но и возвращение в жанр драмы, после нескольких комедий. Хотя, если вы знаете фильмы Аллена, эти понятия можно смело сплавить в странное слово «драмедия». 




Кейт Бланшет, достойная не меньших дифирамбов, чем вышеупомянутый режиссер, выдала лучшую роль в карьере и сейчас, должно быть, занимается перепланировкой своего дома, который вряд ли сможет вместить все заслуженные награды. Фильм, тем временем, рассказывает историю, если можно так выразиться, жены с уолл-стрит. Однако, не все так просто, как кажется в начале картины. Хитрый режиссер, околдовывает зрителя, сбивая его с толку. Мы по инерции пытаемся найти какую-то ниточку, за которую можно было бы зацепиться и начать испытывать хоть какое-то сочувствие главной героине, но наши эмоции тонут в литрах алкоголя, пачках успокоительного и бесконечной жалости к себе несчастной Жасмин. И вроде бы, американская мечта вновь улыбается ей, но, к сожалению, Жасмин не может отличить улыбки от усмешки.

***

Внутри Льюина Девиса | Inside LLewyn Davis

Жанр: драма, музыка

Премьера в РФ: 23.01.14

Режиссер: Братья Коэн

Бюджет/Сборы: $11/$11 млн. 

Награды: Большой приз жюри Каннского фестиваля, 3 номинации на Золотой Глобус, 2 номинации на Оскар

RottenTomatoes: 94%

IMDB: 7,9


Коэны в этом году совершенно не удивили американскую киноакадемию, хотя, и стали триумфаторами Канна. Оно и лучше. В конце концов, не каждый хороший фильм должен быть обласкан голливудскими стариками и толстосумами. Тем не менее, братья-режиссеры, в очередной раз говорят о том, что так любят все их фанаты. Не те, что с улюлюканьем возводят культ вокруг Чувака или Гэира, а скорее те, кто проникся особой симпатией к «Серьезному человеку» или коту по имени Пиклз.




Замкнутый круг внутри которого находится неудачник Льюин Девис, похож на чистилище. Единственный луч света в непроглядной тьме и тумане (творении «нового лучшего оператора на свете» Брюно Дельбоннеля) – это фолк музыка. Исполнение чужих песен, (конечно, на тему самоубийства и бессмысленности жизни), поиск ночлега у друзей, которым он приятен ровно на столько, на сколько ему приятны они, постоянные поиски чего-то большого, значительно и утерянного – все эти направления только заставляют героя Коэнов бесконечно блуждать в полумраке своего чистилища. Возможно, он ищет приятеля, спрыгнувшего с моста, возможно, чужого кота Улисса (которому, в отличие от Льюина, удается найти свой дом), возможно, он ищет успех. Кажется, что прекрасная музыка в какой-то момент наполнит его душу теплом, но продюсер лишь предлагает ему «присоединиться к товарищу», и Льюин вновь бродит между станциями своей жизни, пока холодный ветер забирает у него последнее тепло. Но что тогда останется внутри Льюина Девиса?

***

Далласский клуб покупателей | Dallas Byers Club


Жанр: драма

Премьера в РФ: 27.02.14

Режиссер: Жан-Марк Валле

Бюджет/Сборы: $5,5/$18 млн. 

Награды: 2 Зотолых Глобуса для Лето и МакКонахи, 6 номинаций на Оскар

RottenTomatoes: 93%

IMDB: 8,1


Фильм, которым можно пугать всех, кто боится современного кинематографа. История больного спидом ковбоя в исполнении МакКонахи и его знакомого гея-трансвестита – персонажа Джареда Лето. Те, кто еще не успел убежать, сломя голову, кажется, могут познакомиться (уже давно пора) с одним из лучших актеров современного Голливуда МакКонахи, получить прививку от гомофобии от Джареда Лето, ради этой роли прервавшего свой кинематографический целибат, и познакомиться с реальной историей борьбы простого человека с самим собой, своей болезнью и американским правительством. Благо что первая битва, в отличие от остальных двух, не ведется с непобедимым противником. 




Настоящая драма, филигранно сотканная по всем правилам жанра, как и должно, заставляет скупые мужские слезы снова и снова капать с острых и небритых подбородков. История о том, что Человечность измеряется не количеством клеток крови, не килограммами или пачками, не программными заявлениями, а помощью другим. И пусть, на бумаге, эта помощь приносит вам прибыль, а американская мечта доступна всем, даже тем, кто пережил предсказанную дату смерти на несколько лет. Главное лишь то, что в реальности, даже маленький, простой, и заблуждающийся человек может изменить себя, а значит и изменить мир. Остается только надеяться, что кому-то будет достаточно фильма, чтобы понять это.

***

Я, снова я и мама | Les garçons et Guillaume, à table!

Жанр: комедия

Премьера в РФ: 19.02.13

Режиссер: Гийон Гальенн

Бюджет/Сборы: €7/? млн. 

Награды: «Сезар» за лучший фильм, две второстепенные «Пальмовые ветви»

RottenTomatoes: -%

IMDB: 7


Режиссерский дебют малоизвестного за пределами Франции актера Гийома Гальенна собрал огромное количество восторженных отзывов от самых разношерстных кинокритиков и, буквально вчера атаковав премию Сезар, вышел победителем в четырех номинациях, среди которых – лучший фильм. И именно этот фильм оказался в итоге последней жемчужиной в моей коллекции лучших фильмов ушедшего года. Эти факты, правда, никак не связаны.




Это очаровательное кино о взрослении, мужестве и мужественности, поиске своего собственного «Я», обретении голоса и уверенности и современном обществе с его гендерными стереотипами. Это, наполненная тонким французским юмором кинолента о юноше\мужчине, которого с ранних лет все дразнили девочкой за его странное поведение, непохожее на поведение остальных мальчиков и мужчин, затем называли геем и били за это, пытались перевоспитать и перепрограмировать, и это была бы страшная, противная и жесткая история, если бы не французский дух этого фильма. С легким сердцем мы погружаемся в мысли Гийома, который привык относиться к себе так, как его научили окружающие. Он отчаянно пытается найти в себе силы соответствовать навешанным на него ярлыкам, и так же отчаянно сбегает из гей клуба, в котором, как и в любой другой точке мира, ему нет места. И это было бы очень грустно, если бы не яркий оптимизм этого фильма. И я, наверное, не буду убеждать вас в том, что этот фильм совершенно не о геях и тому подобных вещах, ибо тем, кого смущает хотя бы одно упоминание этой темы, кажется, вообще не стоит ничего доказывать. Но если вы любите настоящее, доброе, серьезное, тонкое и трогательное кино родом из Франции, эта картина нисколько не разочарует вас.

***


Великая красота | Grande Bellezza

Жанр: драма, комедия

Премьера в РФ: 10.10.13

Режиссер: Паоло Соррентино

Бюджет/Сборы: $9/$11 млн. 

Награды: номинация «Оскар» лучший иностранный фильм, номинация на «Золотую ветвь», «Золотой Глобус» и BAFTA за лучший иностранный фильм

RottenTomatoes: 92%

IMDB: 7,8


Итальянское кино (в хорошем смысле) – это отдельный мир, развивающийся по своим законам и, иногда, пересекающийся с нашей реальностью простых смертных. Давны-давно, кино из Италии считалось лучшим в мире, а такие имена какАнтониони, Феллини, Росселлини когда-то знали не только оторванные от жизни снобы-киноманы. Конечно, новая работа современного итальянского режиссера могла бы заинтересовать современного зрителя ровно так же, как и, к примеру,«Сладкая жизнь» Феллини, вольным пересказом и адаптацией которой к современной реальности и является «Великая красота» — то есть с большим трудом. С другой стороны, этот фильм нужно смотреть хотя бы для того, чтобы выжечь лучами золотого римского солнца мысль о том, что хорошее кино снимают только в новом свете, прочь из непутевой головы.



Это кино настолько европейское, что поначалу вас может с головой захлестнуть волна непохожести этого фильма на все, что вы видели раньше. Что сказать, если лента с таким названием и послужным списком начинается с десятиминутной сцены карнавальной пляски престарелых итальянских нуворишей? Однако, оправившись от шока, вы либо начнете разглядывать среди красочных кадров авторские подмигивания великому Феллини, либо просто погрузитесь в без преувеличения сказочную атмосферу скромного обаяния буржуазии. И, проплыв в мерно покачивающейся от тонкой комедии к не менее внимательно вышитой драме гондоле, мерное течение фильма вынесет вас к берегу острова великой красоты. Путешествие, эстетику которого вы запомните надолго.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s