Melancholia Cinema | The Double

Пока питерская погода традиционно не жалует жителей северной столицы теплом, а более осчастливленные географическим и климатическим положением люди придаются типичному весеннему прозябанию, скромные труженики клавиатуры одиноко тешат себя давно скопившимся на жестком диске ворохом кинофильмов, наиболее интересные из которых вдохновляют их на написание текстов. В этот раз звезды сложились уж очень удачно, и весна, все-таки подкралась незаметно, раз за разом выдавая сублимацию за чрезвычайно трепетное отношение к новым фильмам. Пока любители блокбастеров залечивают раны, оставленные на их нежной душе Человеком-Пауком, и, сжав кулаки, готовятся к пришествию новых Людей-Икс, я, в очередной раз, окунаюсь в омут независимого кино.

The-Double-Credit-Dean-Rogers-6649

Сегодня на мой стол было подано блюдо нового фильма Ричарда Айоади — крайне нестандартного человека, дебютная работа которого — фильм «Субмарина» — оказалась уж слишком милой, красивой и пронзительной. Тогда Айоади, снимавший свой удивительно эмоциональный фильм и водивший дружбу с Алексом Тернером (лидер Arctic Monkeys) на почве съемок их лучшего клипа — Fluorescent Adolescent — обратился к Алексу с просьбой написать саундтрек к этому до мозга костей британскому coming-of-age фильму. И это, была одна из лучших музык, написанных Тернером, даже несмотря на AM.

Широкой общественности Айоади, наверняка, известен как Мосс из «Айтишников» и вряд ли кто-то тогда (да и сейчас) мог разглядеть в этом темнокожем двухметровом хипстере-комедианте талант вполне выдающегося режиссера. И уж точно вряд ли кто-то мог представить себе, что, выстрелив с пронзительной инди-драмой, Айоади возьмется за экранизацию повести Достоевского о двойниках.

39

Первое, что пошарашивает зрителя, рискнувшего довериться артистическому гению Айоади — стиль его картины. Каждая секунда и каждый кадр фильма буквально поражают своей выверенной геометрией и сдержанным буйством деталей, увлекающих все глубже и глубже в пучины синефильского пространства. Странный ретрофутуризм, настойчиво напоминающий всем критикам о «Бразилии» Терри Гиллиама (кажется, уже за этот комплимент Айоади фильм может заслужить интерес многих и многих людей) в тщательно и с любовью расставленных декорациях условных семидесятых способен самим фактом своего существования занять человека, уверенного в своем чувстве вкуса.

Антиутопическая эстетика «Двойника» также порадует всех, кто сможет найти в себе силы оторвать свое внимание от по-настоящему глубокой, сложной, и запутанной фабулы фильма. Саймон Джеймс (великолепный в своей двойной роли Джесси Айзенберг), простой клерк из фирмы, занимающейся непонятно чем, тратит одинокие вечера, разглядывая через телескоп окно дома, в котором живет прекрасное и загадочное создание — Ханна (Мия Васиковска). Мир вокруг, однако, кажется, постоянно силится ужалить, если не стереть из своих баз данных, несчастного и старающегося быть незаметным Саймона. Раз за разом окружающее пространство пытается вытеснить Саймона вне себя, постоянно нашептывая ему мысли о том, что здесь для него нет места. Саймон пытается делать вид, что он против, но самоубийца, спрыгнувший с крыши соседнего дома в руки врачей, постоянно занятых сотней подобных случаев за ночь, равно как и босс и охранник в офисе, за семь лет службы так и ни разу не заметившие Саймона, непрозрачно намекают на то, чего Саймон пытается не замечать. Внезапно все чаянья саймоновского Оно реализуются в его двойнике — Джеймсе Саймоне (все тот же Айзенберг).

the-double-jesse-eisenberg

Поначалу испугавшийся того факта, что идентичности двух совершенно посторонних людей напрочь не замечает никто, кроме его самого, Саймон, так же как и окружающие, поддается обаянию Джеймса, хорошего во всем, кроме человечности. Джеймс быстро находит общий язык с боссом и охранником, с феерическим шармом соблазняет Ханну, и выигрывает все жизненные соревнования, в которых Саймон даже боялся участвовать. Со временем обман начинает тяготить неуверенного в себе мямлю, но Джеймс, совершенно не стесняясь в средствах, крадет у Саймона его жизнь и душу.

На мгновение Вам может показаться,  что стиль «Двойника» немного оторван от его содержания, но это совершенно не так. Гнетущая, темная атмосфера, будоражащая в зрителе постоянное чувство холодной тревоги, в точных пропорциях смешанная с тонкой и умной психологической драмой игры двух противоположностей, превращает фильм в эстетическое, эмоциональное, психологическое и интеллектуальное угощение, отказаться от которого смогут лишь идеологические фанаты кино-фаст-фуда. Остальных «Двойник» цепко сожмет в своих холодных объятиях и не отпустит до самого финала.

The-Double-Credit-Dean-Rogers-4067

Этот ни в коей мере не морализаторский фильм, не только найдет отклик в душе тех, кто, сжавшись до размеров сингулярности, никак не может найти в себе силы сказать громкое нет в лицо всех тех обстоятельств, которые якобы ограничивают свободный полет его ранимой натуры, но и даст им простой и понятный урок. Урок, известный уже давно, но, к большому сожалению, не так часто преподносящийся с таким шармом, обаянием и стилем.

Выражаясь словами самого режиссера — «В каждом из нас живет Дарт Вейдер». Кто-то пытается сдерживать его, и, в конечном итоге, оказывается вовлеченным в те же события, которые описывает «Двойник», другие, как и сам Айоади, находят выход своей темной стороне, преобразуя ее энергию в очистительный свет искусства. Может, не такой яркий, как неоновые вывески рекламы, окружающей его, но уж точно гораздо более чистый и полезный для психологического и эмоционального здоровья.

Смотрите «Двойника» в кинотеатрах уже на этой неделе.

p.s. Тема двойников в этом году заинтересовала не только Айоади, но об этом позднее, в том числе и на страницах моего блога

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s