Melancholia Cinema | Tom a la ferme

Ксавье Долана только ленивый журналист не успел назвать «вундеркиндом». Еще бы — ведь, кажется, никому еще не удавалось выиграть в двадцать (!) лет сразу три (пусть и не в главном конкурсе) награды каннского кинофестиваля. Более того, это был автобиографический фильм про подростковый каминг-аут под названием «Я убил свою маму». Конечно, это не тот случай, когда награды выдают за одну лишь «девиантность» главного персонажа  — фильм был хорош и своим стилем, и, в общем-то, общими и понятными каждому человеку, не забывшему свои -надцать лет, темами и проблемами, и ставшим визитной карточкой Долана необычной работой с саундтреком — многие моменты своих фильмов Ксавье сопровождает буквально знаковой и культовой музыкой из других кинолент, создавая странную дымку ассоциаций и диссонанса в голове зрителя.

6359_4

Другими словами, к Долану начали пристально присматриваться. Второй фильм канадского красавца  — «Воображаемая любовь» двух мужчин и одной девушки в странном треугольнике отношений  — вновь понравился критикам, покорив сердца большого количества впечатлительных барышень. Третья картина — рассказ о транссексуале «И все же Лоранс» — и вновь успех на фестивалях. Раз за разом Долан, касаясь темы невозможной любви — сначала, между матерью и сыном, затем между реальностью и мечтой, и вот — между  удивлял критиков, с подозрением сдерживающих похвалу, достойную мастеровитых стариков. В прошлом году Долан снял первый фильм по чужому сценарию — триллер «Том на ферме». В этом году, пятый фильм Ксавье попал в главный конкурс Канн.

«Том» рассказывает, в сущности, простую, но, все же, необычную историю. Умерший по неизвестным причинам Гийом становится катализатором развития сюжета, когда Том, его бывший бойфренд, приезжает на похороны друга. Затянутый в туманную круговерть жизни на ферме, в компании матери Гийома, совершенно не знающей своего настоящего сына, и со злобой вспоминая не появившуюся на церемонии воображаемую девушку сына, и брата умершего, отчаянно пытающегося защитить мать, самого себя и весь порядок их вялотекущей жизни, Том, незаметно для самого себя, становится одновременно и заложником и соучастником странной и пугающей ситуации.

Этот фильм не хочется называть выдающимся, хотя, все сравнения с Хичкоковским триллером здесь совершенно оправданы. Странный, мутный и запутанный сюжет, как и всегда в красивом по-темному фильме, является всего лишь поводом поразмышлять как о традиционных для Долана темах толерантности и любви, так и рассказать о страхе, жестокости и одиночестве людей, сломленных горем, средой и друг другом.

Долан, мрачно улыбаясь в кадре, аккуратно дергает за ниточки своего зрителя, бросая его из одной плоскости эмоций в другую. Неожиданно для самих себя, люди, решившиеся погрузиться в его фильм по ту сторону реальности, оказываются то в цепких объятьях танго, то среди грязных и пустынных комнат и гулких фермерских амбаров, то, вдруг, обнаруживая руки по локоть в крови, тут же бережно вымытые руками, за секунду до этого пытающимися вас задушить. Эта игра с эмоциями, постоянная осведомленность о всем, что происходит и должно происходить с смотрящим, ничуть не делает фильм просчитанным — в нем все так же веет сквозняком израненной души, но души, явно понимающей свое существование.

Вам стоит посмотреть этот фильм, если вы цените темные тона запутанных историй, мистические пространства кадра и запутанные эмоциональные и чувственные аттракционы хорошего и последовательного в своем мрачном изяществе кино. Это неплохой психологический — в первую очередь именно атмосферой — триллер, это красивый фильм, пожалуй, одного из самых загадочных и необычных режиссеров сегодня. Но нет, это не шедевр.

Это фильм о подмене и замене одних людей другими. Ушедшие, не важно куда, люди, навсегда остаются с нами призраками прошлого. Некоторых они пугают, других лишь изредка навещают, но часто, если не всегда, эти призраки оказывают свое незаметное влияние на нас. Прошлое, и люди, которых мы не можем отпустить, как бесконечное кукурузное поле в октябре — бег среди режущих, будто ножом, кожу листьев, падение в мокрую землю и нелепая борьба со страшным, жестоким, непонятным и непознаваемым Сейчас.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s