Melancholia Cinema | Edge of Tomorrow

Кризис современного искусства заметен невооруженным глазом — элитарные жанры типа оперы, балета или настоящей живописи бесконечно отдаляются от обычных людей, превращая «Черный Квадрат» и белую пачку из Лебединого Озера даже не в символ произведения, а, скорее, в миф, вещь в себе. Массовое искусство, с которым уже никак нельзя не считаться, так же страдает от кризиса идей и новшества — в ситуации, когда творчество является синонимом словосочетания «создавать новое», а люди поглощают информацию быстрее, охотнее и в больших количествах, чем самый дешевый фастфуд, никак нельзя избежать многочисленных жалоб на повторы, заимствования и бесконечную переработку идей. Диагноз один, и в лучшем случае это фраза — «что-то подобное я уже видел». В таких условиях, появление в рядах голливудских блокбастеров экранизации японского научно-фантастического романа «All you need is kill» (кстати, объективно, кажется, неплохого, судя по номинации на «Небьюлу» — фантастический «Оскар») не кажется чем-то удивительным. Сочетание культур и традиций довольно часто оказывается одним из немногих лекарственных средств, способных вылечить болезнь самоповтора. И, несмотря на то, что «Грань Будущего» заимствует многие вещи из самых разных уголков медиапространства, разумное сочетание казалось бы сложных, но выгодно смотрящихся с разумной дистанции деталей, превращает простой боевик в хороший фильм, который может не только порадовать любителей пошуршать попкорном, но и — в отличие от большинства соратников по жанру — спровоцировать совершенно не саркастический поиск подводных течений и скрытых смыслов, которые, если присмотреться, тоже весьма интересны.

Фильм раскачивается довольно медленно, а в самом начале и вовсе пугает, кидая зрителям в глаза песок заклишированной до безобразия экспозиции в виде новостных сводок. Отплевывая последние песчинки, зритель узнает, что мир атакован пришельцами «мимиками», обязанными своим прозвищем способности подражать звукам человеческой речи, которая, кстати, так и не была продемонстрирована в фильме. Мимики, к слову, вышли весьма недурны — да, они отчаянно напоминают помесь спрутов из «Матрицы» с пришельцами из «Crysis» и в общем-то ничем не примечательны, но то, как они санимированы — а в первую очередь стоит похвалить их поведение на поле боя — заслуживает многих минут восхищенной радости. Эта жесткая, подвижная, сокрушительная сила, которая пугает не своим видом, но каждым своим движением — точным, молниеносным и смертельным.

Сводки с фронта выглядят странно — мимики захватили Европу, и карта оккупированной территории подозрительно напоминает времена Третьего Рейха. С востока инопланетную орду сдерживают объединенные силы России и Китая. Последняя битва с мимиками была выиграна без особых потерь, что радует военных, но настораживает всех зрителей по сю сторону экрана. Американцы и Англичане готовятся к очередной высадке в Нормандии и последней битве с врагом.

На фоне этого — личная история пресс-секретаря американских военных сил Билла Кейджа (Том Круз). Кейдж часто мелькает на экране, обещает военные победы, поднимает дух солдат и укрепляет звездно-полосатый патриотизм. Однако, оказавшись на ковре у генерала союзных войск Бригхэма (замечательный ирландец Брендан Глисон) Кейдж узнает об истинном британском гостеприимстве, и в свете перспективы быть отправленным на фронт для освещения событий из первых рук, сначала угрожает генералу. затем шантажирует его, а после оказывается дезертиром, лишенным звания майора и отправленным в учебку, где за целый день ему даже не успевают объяснить, как снять предохранитель с автомата на экзокостюме.

Кстати об экзокостюме, который, кажется, становится новым кино-трендом. Умело обыгранный отличным визуалистом Нилом Блокампом в его «Элизиуме», здесь, в «Грани Будущего» аппарат-мечта любого современного американского вояки становится лишь красивым и зрелищным способом добавить в фильм пару эффектных сцен и ничем большим. Отчасти, жаль.

Но вернемся к сюжету — Кейдж, оказавшись в самом пекле, отчаянно нюхает порох и оказывается крайне быстро выпилен врагом. На этом историю можно было бы закончить если бы не несколько обстоятельств. Во-первых, бывший майор лицом к лицу сталкивается с альфа-мимиком, и, за мгновение, принимает героическое для салаги/труса/американца (нужное подчеркнуть) решение взорвать себя вместе с врагом. Тут-то и начинается самое интересное, ибо мимики, как оказалось, могут перезагружать время на день назад, и, вместе с кровью поверженного альфы, эта способность оказалась в руках Кейджа. Следующий «День Сурка» начинается с проигрывания той же пьесы по старым нотам, но, перед очередной смертью, старый новый день Кейджа меняет внезапная встреча с главной валькирией фильма — Ритой Вратаски (очаровательная Эмили Блант) по кличке «цельнометаллическая дрянь». Рита тоже имела способность перезагружать день, но потеряла ее. Теперь вместе они должны спасти мир.

Середина фильма — что совсем не привычно для такого построения сюжета — отнюдь не провисает, но раскрывает характер внезапно оказавшегося героем Кейджа, а так же его воинственной спутницы с ранимой душой. Отлично срежессированные экшен-сцены, смотрящиеся на одном дыхании, несмотря на повторы кадров, действий и локаций, в разумном потоке сменяются раскрытием главных интриг фильма — которых, в случае экранизации, как всегда неприлично много для кино-хронометража. Плюс к этому — пикантная специя юмора, достаточное количество которого помогает разрядить обстановку, но и не отвлекает от главных жанровых ходов и поворотов интригующего и совсем не громоздкого сюжета. В качестве приятной добавки — приятный саундтрек, главным достоинством которого является тот факт, что ему удается обратить на себя внимание и порадовать в данном случае слушателя, несмотря на все то, что творится на экране. Уже на данном этапе фильм не только оказывается безоговорочно стоящим потраченного времени и денег (это уместное, хоть и не поражающее 3D), но и просто красивым экшеном с мозгами.

Следующим шагом оказывается рефлексия и анализ — и здесь не все так однозначно. Крайне много вопросов вызывает удивительное превращение Кейджа. Конечно, история знает немало примеров, когда скользкие персонажи обнаруживали в себе геройство, но то превращение, которое переживает Кейдж, хватающий мину клеймор кажется слишком стремительным и маловероятным. С другой стороны — несмотря на практически обязательную для такого кино романтическую линию — она абсолютно не разламывает иллюзию правдоподобия  — Рита знает Кейджа всего один день, тот же видел не одну ее смерть, за многочисленный цикл перезагрузок. Очевидная химия и традиционный поцелуй «на прощание» не кажутся очередным клише, хотя, вновь заставляют задуматься о судьбе экранизаций — не так уж важно насколько раскрыта эта тема в первоисточнике, но право, какая возможность для драмы утеряна — ситуация, бесспорно, достойная отдельного фильма, не меньше. Иногда, право, хочется помечтать о сериале с сюжетом, подобным «Грани Будущего»  — не только романтической его составляющей, но в целом — это было бы крайне интересно, но, к сожалению, катастрофически дорого даже по меркам современного расцвета сериала на Западе.

Последняя упущенная возможность и большой камень в огород связаны с фильмом лишь косвенно. Идея «перезагрузки» дня любому, кто когда-либо слышал термин «чекпоинт» сразу же ассоциативно напомнит об играх. И «Грань Будущего» — отличный пример того, как глупое и совершенно никак не оправданное ничем, кроме удобства явление можно совершенно выдающимся образом обыграть и осмыслить — столько философии, мыслей, драмы и эмоций таится в простом элементе практически любой игры. И с учетом всего вышесказанного, становится немного стыдно говорить о кризисе идей — кажется, это всего лишь кризис упущенных возможностей.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s