Melancholia Cinema | Under the Skin

kinopoisk.ru

Пока город терзает жара, наши ряды постепенно редеют, а любители блокбастеров кусают локти в напряженном ожидании «Стражей Галактики» лучший научно-фантастический фильм этого года (а вполне возможно из один из лучших в этом десятилетии) так же, кажется, наконец-то выходит на экраны.

tumblr_n8zjl6IKo31qzoblbo1_500

Имя режиссера Джонатана Глейзера вряд ли было на устах у всех без перебоя кинокритиков еще год назад, и уж тем более оно было мало известно простым кинолюбителям. Его триллеры «Сексуальная Тварь» и «Рождение» —  весьма интимные и провокационные картины — первый получил пару скромных наград, а второй и вовсе запомнился скандалом из-за ставшей на время знаменитой сцены, в которой обнаженная Николь Кидман принимала ванну с несовершеннолетним подростком. Общественности, конечно, было все равно, что Глейзер собрал этот момент с помощью компьютерной графики, но в биографии режиссера и актрисы до сих пор значится эпизод обвинений в «растлении».

Если признаться честно, я не видел эти фильмы, о чем сразу пожалел после просмотра третьей картины Глейзера, ставшей темой данного текста. Тут, однако, стоит сделать еще одно важное лирическое отступление, ведь именно Джон Глейзер срежиссировал великие, без обиняков, видеоклипы «Street Spirit» и «Karma Police» Radiohead, «Rabbit in Your Headlights» группы U.N.K.L.E., «Karmacoma» Massive Attack и «The Universal» Blur — все — выдающиеся образцы клипмейкерского искусства, стильные и запоминающиеся сразу и навсегда. И во всех этих видео видна заметная и в новом фильме режиссера «рука мастера».

Undertheskin-5

«Рука мастера» — это прежде всего отчетливо считываемое невооруженным глазом восхищение Кубриком, прослеживающееся не только в постоянных оммажах разной степени очевидности, но и, например, в традиционной для Стэнли перспективе кадра. С этим великолепным образом сочетается выдающаяся работа со звуком — это и шуршание знаковой и значимой для фильма «Побудь в моей шкуре» кожи — как человеческой (о чем чуть позже) так и не очень, — это и стук дождя, и завывающий ветер и миллионы прочих звуков, казалось бы незначительных и ненужных для фильма — но так близко тянущих происходящее на экране в мир реальности, что не считаться с миром «по то сторону», отчаянно пытающимся пробраться к вам под кожу — просто невозможно. К звуку примешан саундтрек, абсолютно обоснованный и логичный для триллера, и засим — тягучий, истеричный, странный, чужой и неземной, отталкивающий и гипнотизирующий одновременно. Плюс к этому — работа со светом и цветом в кадре — линзы и освещение, как и в любом настоящем фильме — играют свою, особую роль не только как элементы декора, но и как явные (или подсознательно влияющие на зрителя) стимулы, связывающие реальность, экран, и внутренние переживания героини.

yLfrh6pZCfo

Кстати, о героине. Задолго до премьеры фильма (в России эта дата по неизвестным никому причинам сдвигалась неоднократно) Интернет наполнили радостные вопли фанатов, выцепивших из фильма кадры обнаженной Скарлетт Йохансссон. Это, конечно, понятно — Скарлетт необычайно прекрасна в каждом своем проявлении (не считая карьеры певицы). С другой стороны, за ажиотажем вокруг внешности дивы, многие, конечно, услышали о фильме, который, будучи не освещен сиянием голливудской звезды, мог бы привлечь к себе гораздо меньше внимания. Ну и конечно, немного неправильно то, что выдающуюся актрису (доказавшую свою способность быть большим, чем просто «черной вдовой» в фильме «Она») ценят и знают в основном за внешность.

Скарлетт здесь, вопреки «магии голливуда», красива абсолютно живой и настоящей красотой — ее, конечно, снимают правильно и с выгодных сторон, но это явно не приукрашенная визажистами и светотехниками реальная красота реальной женщины.
Но хватит о внешности, Скарлетт здесь не просто красивая картинка, и, если в «Her» весь ее талант могли оценить лишь апологеты оригинальной озвучки, жадно прислушивающиеся к магическим переливам прекрасного голоса, то здесь, Йоханссон, порой, одним лишь взглядом рассказывает многотомные истории, раз за разом обнажая душу своей героини, претерпевающей сложные метаморфозы пути от Чужого к Своему и обратно. Выдающаяся актерская работа, цепляющая за душу и вызывающая мурашки.

Контрастом к Йоханссон (временно брюнетке), как я уже говорил, выступают вроде бы обычные мужички со двора  — колоритные и, тем не менее, удивительно органично смотрящиеся под холодным светом режиссерской линзы, вооружившись которой, Глейзер разглядывает понятие «человек».

Adam-Pearson-interview-Under-the-Skin-Scarlett-Johnasson-back-view

Люди в кадре — пища для ума и для главной героини. Несмотря на очевидную приставку «арт» «Побудь в моей шкуре» проходит по статье «научная фантастика», которая, кажется, как и всегда — за счет независимых и немассовых авторов — пополняется новыми идеями и свежей кровью и вот-вот начнет переживать свой ренессанс. Главная героиня — инопланетное существо — хищница, надевшая на себя кожу земной девушки и заманивающая одиноких мужчин в свое логово, где их поглощают ее сородичи. Несмотря на то, что, как и большинство хороших фильмоа — это экранизация,  неудивляющая завязка обыграна с такой филигранностью, что зрителей, наблюдающих за тем, как от «выпитого до капли» человека остается одна только кожа, не может не поразить смесь красоты и уродства, ужаса и восхищения,  просачивающаяся сквозь экран, а контрастный душ режиссерского стиля, плывущего от холода к теплу, как в кадре, так и за его пределами, не только освежает голову, но и наполняет сердце и разум чем-то новым и красивым.

1396964966378

Старые и простые вопросы, которые Глейзер развешивает на глазах у своего зрителя, звучат с новыми интонациями и полутонами. Что такое человек и что делает человека человеком? Теряя —  или заново находя? — саму себя — инопланетная хищница постепенно выползает из холодного и мертвого света своего логова в живое и теплое пространство. От очередной жертвы к другой она начинает все больше понимать в себе и в окружающем мире — все это без каких-либо нравоучений или проговариваний очевидных вещей.

scarlett-johansson-under-the-skin-01-1536x830

Здесь впору бы было пуститься в долгие и захватывающие (по меньшей мере меня) исследования многочисленных закоулков этого по всем статьям выдающегося фильма, с наслаждением отыскивая в каждом взмахе ресниц главной героини новые смыслы, а в каждом кадре — новые идеи и интерпретации происходящего. Оставлю, однако, это право за Вами, ведь отказать себе в таком удовольствии, как прикосновение к Прекрасному, поверьте,- огромное упущение.

Реклама

Melancholia Cinema | Under the Skin: 2 комментария

  1. Уведомление: ИНТЕРСТЕЛЛАР | Gaudi

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s